МКОУ "Араблярская СОШ"
с. Арабляр Курахский район Республика Дагестан
  • театр в школе

    Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека.

    К.С. Станиславский

    Школьный театр – это удивительный мир, в котором все дети талантливы и неповторимы. Школьный театр – это способ дать волю своим чувствам, мыслям, своей креативности, это красота отношений, которую дети создают собственными руками. Это эмоции, формирующие лучшие человеческие качества.

    В 2020 году при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации стартовал Всероссийский проект «Школьная классика». Всероссийский проект «Школьная классика» разработан Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организацией «Российское движение школьников» и Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Театральным институтом имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова».

    Цель Всероссийского проекта «Школьная классика» – формирование поликультурной среды, способствующей всестороннему развитию личности, приобщению учащихся к общечеловеческим ценностям посредством стимулирования развития школьных театров в образовательных организациях всех регионов нашей страны.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ТЕАТРА (ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ, КРУЖКА, ОБЪЕДИНЕНИЯ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

    Дети – будущее нашей страны. Каким станет будущее детей и государства, зависит от многих факторов. Если мы желаем своей стране достойного будущего, то должны приложить все возможные усилия к тому, чтобы наши дети могли воспитываться на основе высоких моральных ценностей хорошо образованными, высококультурными преподавателями, для которых работа со школьниками – это призвание. Жизнь современных школьников должна быть насыщенной, яркой, интересной, досуг – захватывающим и запоминающимся.

    В современных условиях система дополнительного образования детей является активно развивающейся областью современного образовательного пространства. В силу конкурентных преимуществ по сравнению с другими институтами образования дополнительное образование детей является средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум и потому может быть «инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения». 1 Искусство театра оказывает огромное воздействие на духовное развитие личности, ее самореализацию и социокультурную интеграцию. Включение искусства театра в учебно-воспитательный процесс школы – это действительная потребность развития современной системы образования, которая переходит от эпизодического присутствия театра в школе к системному моделированию его образовательной функции. Актуально, чтобы в каждом образовательном учреждении был организован детский театральный коллектив. Стремление к игре, к актерству присуще всем детям. Потребность ребенка в игровом поведении, способность «входить» в придуманные только им предлагаемые обстоятельства, обусловлены особым видением мира. А, как известно, где есть игра, там есть и творчество. Занятия в школьном театре (театральной студии, кружке, объединении) способствуют развитию фантазии, воображения, памяти, учат передавать различные эмоциональные состояния. В процессе освоения театральных средств выразительности обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи, расширяется ее интонационный диапазон. Занятия в школьном театре не только развивают творческие способности ребенка, но и формируют коммуникативные качества, его систему ценностей. Работая в группе, ребенок осознает свою значимость в коллективе, воспитывает в себе чувство ответственности, учится владеть своей речью и не бояться публики, развивает в себе лидерские качества, расширяет кругозор. В работе со школьным театром необходимо уделять особое внимание разным возрастным категориям школьников и учитывать психологические особенности конкретного ученика и группы в целом. Занятия в театральной студии могут стать не только инструментом для развития творческих способностей и помощником в выборе профильного направления, но также могут повлиять на достижение высоких образовательных результатов каждого ребенка. В методических рекомендациях представлены примерные дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы «Школьный театр» для начальной, основной и старшей школы, а также указан перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность школьного театра (театральной студии, кружка, объединения) в образовательной организации.

    1 Концепция развития дополнительного образования. Утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р

    ПРОГРАММА ТЕАТРА

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    «Араблярская средняя общеобразовательная школа»

    МР «Курахский район»

    Принято                                                                                                                «УТВЕРЖДАЮ»

    на педагогическом совете                                                 Директор МКОУ «Араблярская   СОШ»

    МКОУ «Араблярская СОШ»                                                                 ____________С.Г.Юсупова.

    Протокол №__                                                                             Приказ № __ от «__» ______20__г.

    от «__» _________ 20__г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по внеурочной деятельности

    Направление: общекультурное

    Наименование программы: «Театр в школе» 2- 4 классы

    Составила    Юсупова К.Н.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа школьного театра составлена на основе Образовательной программы «Театральная студия» (вариант наполнения художественно-эстетического профиля). Автор С.В. Медведева. М.: МИОО.2015 года в соответствии с ФГОС ООО. Программа «Театральной студии» реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности 1, 2, 3, 4 классов

    Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий. Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству. Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения. Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании обучающихся, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами. Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру. Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат. На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства. Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников. Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере художественного творчества школьников обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях, в частности ограниченности стратегии «приобщения к культуре» в условиях экспансии массовой культуры.

    Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, основана на психологических особенностях развития младших школьников. Цель внеурочной программы – формирование у школьников способности управления культурным пространством своего существования в процессе создания и представления художественных произведений.

    Задачи: 1. Расширение общего и художественного кругозора учащихся, обогащение эстетических чувств и развитие у школьников художественного вкуса.

    2. Развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия. 3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

     Программа внеурочной деятельности школьников (Школьный театр) по художественному творчеству основывается на принципах: культуросообразности, коллективности, диалогичности, диалога культур, поддержки самоопределения воспитанника.

    Формы занятий.

    Базовые формы учебных занятий: репетиционные, постановочные, информационные (беседы).

    Календарно-Тематический план.

    Тема занятий

    Количество часов

    Знакомство с особенностями занятий театром

    Учебные театральные миниатюры

    № п/п

    Тема занятия

    Количество часов

    Теоретические навыки

    Практические

    навыки

    Дата

    План

    ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. ТЕАТР КАК ВИД ИСКУССТВА

    1

    Вводное занятие «Что такое театр?». Особенности театра.

    1

    Словарь: театр, актер, аншлаг, бутафория, декорации.

    Игра «Назови свое имя ласково».

    2

    Виды театрального искусства. Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример.

    1

    Драма, комедия, трагедия, интермедия

    3

    Подготовка ко Дню учителя. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Распределение ролей.

    1

    Словарь: балет драматический;

    Театр зверей, кукольный.

    Представьте разные театры. Подготовка костюмов, декораций.

    4

    Подготовка декораций и костюмов. Репетиция. Работа над темпом, громкостью речи.

    1

    Декорации.

    Выразительное чтение стихов.

    5

    Генеральная репетиция к празднику День учителя.

    1

    6

    Анализ выступления на празднике День учителя (недостатки, интересно ли было работать над спектаклем, что будем делать дальше).

    1

    Учимся высказывать отношение к работе, аргументируя

    7

    Что такое сценарий? Обсуждение сценария сказки «Рукавичка» на новый лад.

    1

    8

    Выразительное чтение сказки по ролям.

    1

    Учимся выразительному чтению

    9

    Культура поведения в театре. Понятия «зритель» и «фанат». Обсуждение сценария.

    1

    10

    Театральное здание. Зрительный зал. Сцена. Мир кулис.

    1

    Кулисы, рампа, подмостки.

    11

    Знакомство с Новогодними сказками. Чтение сказок по ролям.

    1

    Работа над артикуляцией звуков.

    12

    Сценарий и правила работы с ним.

    1

    Сценарий, сценарист

    13

    Выбор сценария для постановки на Новый год. Распределение ролей с учетом пожеланий артистов.

    1

    14

    Подбор музыкального сопровождения. Репетиция. Изготовление декораций.

    1

    Декорации

    15

    Изготовление декораций, костюмов. Репетиция.

    1

    Изготовление декораций и костюмов

    16

    Генеральная репетиция Новогоднего сценария.

    1

    17

    Обсуждение спектакля (успех или неуспех? ошибки, недостатки).

    1

    РИТМОПЛАСТИКА

    18

    Ритмопластика массовых сцен и образов. Совершенствование осанки и походки. Учимся создавать образы животных.

    1

    Осанка, и походка.

    19

    Творческие задания «Изобрази», «Войди в образ». «Профессионалы», «Что бы это значило», «Перехват». Упражнения «Исходное положение», « Зернышко»

    1

    Учить показывать животных с помощью мимики.

    20

    Музыкальные пластические игры и упражнения. Работа в парах, группах, чтение диалогов, монологов.

    1

    Работа над дикцией и пластикой.

    ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА

    21

    Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславский).

    1

    Этюд, диалог, монолог.

    22

    Шутливые словесные загадки. Найди ошибку и назови слово правильно.

    1

    23

    Подготовка ко Дню 8 Марта. Выбор сценок и распределение ролей. Подбор музыкального сопровождения.

    1

    Работа над движениями на сцене.

    24

    Генеральная репетиция. Подготовка костюмов и декораций.

    1

    25

    Обсуждение праздничного выступления.

    1

    Учить высказывать свое мнение, аргументируя.

    26

    Сценический этюд: «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных. (Курица – петух, свинья-корова, лев-баран, собака – кошка, две обезьяны, большая собака – маленькая собака)

    1

    Д/и «Угадай животное».

    Показ «разговора» животных.

    ЭТИКА И ЭТИКЕТ

    27

    «Этика», «этикет», «этикетка», научиться их различать. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».

    1

    Познакомить с понятиями «этика», «этикет».

    Ирга: « Я начну, а вы кончайте...»

    28

    Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».

    1

    КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ.

    29

    Что такое культура и техника речи. Выразительное чтение поэзии и прозы.

    1

    30

    Учусь говорить красиво. Что значит красиво говорить? «Сквернословие… это всегда плохо или иногда хорошо?».

    1

    Познакомить с понятиями «сквернословие».

    Учить высказывать свое мнение, аргументировать

    31

    Культура и техника речи. В мире пословиц, поговорок, скороговорок.

    1

    Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями.

    32

    Выразительное чтение поэзии и прозы.

    1

    Работа над дикцией.

    33

    Посиделки за круглым столом: «Наши успехи и недостатки». Итоги работы за год. Показ заранее подготовленных самостоятельно сценок из школьной жизни.

    1

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике